Верх: ХЕРХОС СТАПОН ХАРМБЕРГ(неразборчиво, вроде ...AAGL или ...AAGU)
Низ: ХСРСОРТКЕГСОГРУВОАРДЕНОЕРГАК
Слева: НДСЕ(Х или Ф)ТОРНА
Справа: ДУСГОКОВИ.
Надписи на самой картинке - ранние саксонские руны. (Не случайно, выходит, фигурировали саки, внешне идентичные саксам!) Под конем - ВУДК или ВУДУ. Справа от коня - БИТО. Слева – РИСАИ
Исторического персонажа с именем Херхос или Керхос, я найти не смогла, но попробуем порассуждать. Начнём с того, что «AVG» – август, обозначение римского императора на монетах. Если август правил не один, то аббревиатура расширялась. Судя по надписи в тот период в Риме было единовластие.
Войны с германцами велись Римом постоянно, но один претендент на «вакансию» упомянутого августа есть: это Домициан Флавий, брат уже упомянутого Тита Флавия.
Википедия: «В качестве императора Домициан быстро отказался от республиканского фасада здания империи, который его отец и брат поддерживали во время их правления[76]. …По его мнению, Римская империя должна была управляться как божественная монархия во главе с великодушным деспотом, под которым он подразумевал самого себя».
В биографии Домициана мне удалось найти эпизод, который вполне соответствует надписи на шкатулке.
Википедия: «: Локальные столкновения с хаттами происходили и до правления Домициана — в 41, 50 и 70 годах[105]. По сообщению Секста Юлия Фронтина, император для того, чтобы скрыть свои намерения, прибыл в Галлию под предлогом проведения переписи и неожиданно напал на хаттов[109]. Тем самым историк признаёт, что римляне были стороной, развязавшей войну, хотя при этом уточняет, что хатты сами готовились к нападению на римские провинции, и поэтому удар римлян носил упреждающий характер… В конце того же года, по-видимому, достигнув успеха, император возвращается в Рим, где празднует победу, приняв победный титул «Германский», оставив руководство военными действиями своим легатам[111]. Домициану приписывают жульничество, состоявшее в том, что он якобы купил рабов и выдал их за пленных германцев…
Начатая Домицианом война окончилась, по всей видимости, в 85 году[114]. В результате были завоёвана горная цепь Тавн, а границы расширены до рек Лан и Майн[1]. На то, что хатты не были разбиты до конца, указывает их согласие на участие в восстании наместника Верхней Германии Антония Сатурнина, реализации которого помешал ледоход на Рейне.[114].»
Итак, мы имеем германское племя хаттов, проигравшее битву, но не уничтоженное. Думаю, что «ХЕРХОС» стало в современном языке словом «герцог», раз уж автор не упомянут имени августа, то логично предположить, что и хатта он назвал лишь титулом - "военным вождём", т.е. в данный момент "первым среди равных". Обратимся к самим хаттам. Об этих германцах Тацит писал, что хатты охотнее других германских племён селились в горах и были поэтому более крепки и сильны, отличаясь деятельным и инициативным характером. Тацит сравнивает дисциплину и организованность племени хаттов с порядками Рима. Как и римские легионеры, воины хаттов подчинялись приказам своих полководцев, вели бой в строгом порядке и ночевали исключительно в укреплённых лагерях.
Помнится, хетты, жившие в нагорьях Малой Азии и «сметённые» с лица Земли переселением «народов моря», тоже были достаточно суровы и воинственны, и у них тоже была своя Великая Богиня.
Может, их, всё же, не уничтожили, вопреки официальной истории!?! Уж очень типаж известный.
Кроме того, Тацит повествует об одном обычае хаттов: достигая взрослых лет, они отращивают волосы и бороды, обещая своим богам состричь их, как только убьют своего врага. Над телом врага и его оружием они стригут себе бороды и головы, провозглашая, что они достойны своего племени и своих родителей, ведь они воздали им за своё рождение.
Благодаря тому же Тациту мы знаем ещё об одном любопытном обычае, но уже сарматов: «Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Жаль, что автор не описал обычаев сарматских юношей, связанных с врагами. В моём понимании обычаи хаттов слишком близки к сарматским, чтобы игнорировать этот факт.
Реальный словарь классических древностей описывает территории хаттов: «Страна их занимала значительное пространство в форме треугольника, один конец которого простирается вокруг горы Таунуса до Рейна, другой лежал в верхней долине реки Верры и третий ниже реки Димели упирался в землю хамавов и херусков. Через их область протекала река Adrana.» Предполагается, что это древнее название современного Эдера. Пока запомним это месторасположение.
ХАРМБЕРГ нашёлся, именно в этом регионе: «Бад-Хомбург (традиц. русск. Бад-Гомбург, нем. Bad Homburg vor der Höhe) — город в Германии, районный центр, курорт, расположен в земле Гессен. Обладает особым статусом. Подчинён административному округу Дармштадт. Входит в состав района Верхний Таунус».
Получается, что надпись гласит: «герцог оставил Хармберг августу.» Возможно, Хармберг был столицей хаттов. Куда ушли хатты, оставив город, увы, неизвестно.
РИСАИ БИТО. Учитывая, что хаты граничили с херусками на севере, рискну предположить, что речь именно о них. Мы ведь объективно не знаем «внутренних» названий существовавших в тот период. К тому же, римлянам удалось отомстить Арминию за сокрушительное поражение Вара в Тевтобургском лесу (опять "тевты" - один из "народов моря"!). И, принято считать, что после 21 года херуски, уже не представляли реальной силы среди германцев. Не думаю, что херуски совсем исчезли, скорее, их следует искать на других территориях и под другим названием.
ВУДК или ВУДУ я, к сожалению, могу истолковать только как «лес» или «в лесу», и то, исключительно на современных аналогиях.
ХСРСОРТКЕГСОГРУВОАРДЕНОЕРГАК Сказывается моё незнание немецкого. Здесь я хорошо смогла разобрать только «хвост»: ГРУВО АРДЕНОЕРГАК. «Груво», как я понимаю, расти, подниматься. Арденоергак - может быть как массивом Арденны (включая ту часть, которую немцы называют Эйфель), так и ближе к упоминаемым территориям. Немецкая энциклопедия поделилась: «Река (Эдер) начинается с горы Ederkopf в западном Северном Рейне-Вестфалии недалеко от истоков рек Lahn и Sieg.»
Горы сланцевые, поэтому «ергаки» (в значении «одинокая скала») там тоже могут встречаться, с моей точки зрения «Арденоергак» там вполне мог существовать. Эдер когда-то вполне мог называться Ардом….Да в названии одного из «народа моря» слышен тот же корень «ард»: «сарданы» - «с Арда ны»... Правда, не знаем мы, где первоначально этот Ард был… Напрашивается «Иор-дан» или «яр-дон», но это, всё же, из разряда фантазий.
Рискну предположить, что надпись повествует о могиле (хотя, судя по рисунку, скорее месте сожжения тела, уж очень похоже на погребальный костёр) Арминия, расположенной возле Ардена (современного Эдера).
НДСЕ(Х или Ф)ТОРНА (левая). «НД» воспринимать иначе как «это» не могу, а «Сет торна», как я понимаю, означает «Сет - источник неприятностей». Выходит, что чудовище с ослиной головой и фригиец стали источником неприятностей для германцев. Воина, внимающего чудовищу, мы уже идентифицировали ранее. С чудовищем сложнее, хоть оно и подписано «Сет», мне лично оно больше напоминает того, за кем закрепилось историческое название «Молох»: крылья есть, копыта тоже, только голова не козлиная с рогами, а ослиная со змеёй. Учитывая то, что египетские культы, бесспорно, германцам – переселенцам были хорошо знакомы, о Сете они знали намного больше, чем мы. Насколько я могу судить, культ Молоха мог проникнуть проник в Рим из Карфагена и до Пунических войн, и в их период (вместе с пленными). Более того, именно культ Молоха мог стать причиной уничтожения Карфагена, а вовсе не амбиции Рима.
Возможно, что в какой-то период своего существования культы Сета и Молоха были объединены, результатом чего и стал монстр, изображённый на этой стороне шкатулки.
Принимая во внимание, что изображения и надписи шкатулки повествуют нам о событиях в истории народа, который мы сейчас называем «германцами», то логично предположить, что воины, носившие эти самые фригийские колпаки, также когда-то относились к германцам.
А то, что воин находится отдельно от группы германцев, которые подписаны как ДУСГОКОВИ (dux – вождь, глава, первый голос) – совет вождей(?), можно воспринимать как его предательство.
Кто стал предателем? Обратимся к историческим событиям того периода.
Википедия: «Зимой 84/85 года даки под предводительством, предположительно, Диурпанея переправились через Дунай и, напав на римлян, убили мезийского наместника Гая Оппия Сабина, нанеся значительный ущерб провинции.
Домициан в сопровождении своего префекта претория Корнелия Фуска отправляется к Дунаю, сделав своей ставкой Наисс. Даки были вынуждены отступить обратно за Дунай, но сдерживать их становилось труднее по причине появления среди них нового лидера — Децебала.
Сразу после поражения Оппия Сабина Домициан отказал дакам в заключении мира и отправил в провинцию Корнелия Фуска.
В это время Корнелий Фуск сделал попытку отомстить дакам за нанесённое ими поражение Сабину и вторгся в саму Дакию. Военачальник стремительно переправился через Дунай с помощью понтонного моста, проник вглубь Дакии, где и погиб[122]. Даки провели блестящую операцию, в результате которой римская армия попала в ловушку в горных дакийских теснинах и потерпела поражение[123]. Даки захватили и разграбили римский лагерь; оружие, военное снаряжение, боевые машины римского войска попали в их руки…
Из Виминациума он (Юлиан) провёл свою армию через Банат и Железные ворота и направился на Сармизегетузу, столицу Децебала, и разгромил даков в кровопролитном сражении при Тапах, предположительно, в конце 88 года[125]. В Риме Домициан отпраздновал Секулярные игры…; он предполагал, что следующая поездка к Дунаю окончится личной капитуляцией Децебала[125]. Однако восстание в Германии изменило его планы.
Вскоре Децебал отправил к Домициану, который прибыл на дунайскую границу из Германии, своего брата Диэгида[128]. Диэгид в подтверждение дружественных намерений Децебала вернул римлянам захваченные даками после поражения Фуска трофеи и пленных.
Условия мирного договора были следующими: Децебал признавал свою зависимость от Римской империи и получал от Домициана царские инсигнии[128]. По причине отсутствия самого Децебала Домициан увенчал диадемой его брата[128]. Кроме того, дакийскому правителю были даны в распоряжение гражданские и военные специалисты различных специальностей[128]. Император отправил Децебалу крупную сумму денег, а также обязался регулярно выплачивать ему субсидии.»
Выходит, что даки ранее входили в союз под названием «германцы», но Децебал предпочёл союз с Римом. Именно Римская империя, в таком случае, в глазах германцев выглядела чудовищем.
Клятвой на мечах был скреплён новый союз германских вождей (в правой части изображения). Затрудняюсь точно перечислить племена, но хатты, квады и маркоманы ещё достаточно долго выступали вместе против Рима. Если опереться на данные Википедии, то сложится несколько другой союз: хатты, сарматы и свевы. Кстати, обращу внимание читателя на очень специфическую форму мечей дусгов. Буду признательна, если кто-то сможет мне помочь с идентификацией.
Хотя определённые ассоциации у меня всё же возникли. Герб "Колюмны", столь популярный В Великом княжестве Литовском, явно что-то схематично изображает. Возможно, что именно этот союз. Посмотрите сами:
Двое вождей протягивают вперёд два меча, а третий вождь, который в центре, их скрепляет. С моей точки зрения происхождение герба "Колюмны" вполне может идти от этого союза. Религия Литвы - вопрос до сих пор открытый. Мои предки вполне могли верить в Ера-Творца...