Признаюсь честно, давно мне не давал покоя эта легенда, особенно докучал "орлиный" польский герб. Дело в том, что сарматское происхождение, которым так гордилась шляхта Речи Посполитой, предполагало и сарматскую зоо-символику в геральдике: барана, оленя, лошадь, а ещё драконов и грифонов. Из птиц же сарматы предпочли сокола, а сердца отдали дракону.
О том, что корона польская появилась благодаря восточным соседям, мы убедились в материале "Легенды Польши против её официальной истории. Легенда о Вавельском Драконе".
Откуда же тогда на гербе государства, созданного и управляемого сарматами, взялся белый орёл?
Забавно, что соседи Польши тоже неравнодушны к этим птицам: на гербе Германии красуется орёл (не отсюда ли "сложные" отношения между Польшей и Германий?), Чехия, в своё время признававшая сюзеренитет от Священной Римской (Германской) империи, выбрала его своим символом, а на гербе России орёл даже с двумя головами (поговаривают, что доставшийся от Византийской империи).
О том, что Польша с Россией никак не хотят признавать общее происхождение даже на уровне своих государственных символов, даже и говорить не стоит. Однако что-то общее у них явно есть. Предлагаю поискать эти общие корни. Вы со мной?
Итак, польская легенда гласит, что:
"Однажды братья Лех, Чех и Рус вместе со своими народами отправились на поиски более урожайных земель и лучшей доли. Первым остановился Рус, выбрав для своего народа плодородие благодатных равнин. Потом возле высокой горы остался Чех со своими людьми. А Лех с народом шёл всё дальше, ожидая знака богов. И однажды на закате увидел он могучий дуб, в ветвях которого, в гнезде нашёл белого орлёнка - сына могучего белого орла. И понял Лех, что это и есть знак богов. Взял он орлёнка на руки, залюбовался его белыми перьями в лучах закатного солнца и принял решение основать здесь свой город, впоследствии названный Гнёзно, а в качестве герба принять изображение белого орла на красно-белом поле."
Давайте посмотрим карту (она хоть и отражает ситуацию начала 15 века, но для наглядности вполне подойдёт).
Самые популярные русы в Восточной Европе - это обитатели Полоцка (русы Поднестровья и Северной Европы, несомненно, заслуживают отдельного рассмотрения ).
Волынь и Галиччина (Карпатский регион) - исторические территории русинов.
Моравия и Гнёзно тоже выделены красным цветом для наглядности (наверное, стоит напомнить, что Краков изначально принадлежал Чешскому Орлу, а верховья Вислы, в своё время, были владениями Орла (?) Германского).
Идея выхода братьев из Паннонии - "родины славян" конечно, хороша, (хотя кто и зачем придумал называть русов "славянами" лично мне неизвестно), но тогда для чего было Чеху и Леху сопровождать Руса на север, а потом возвращаться? Ведь не втроём на лошадях путешествовали, с ними, по легенде, были их народы, т.е. были старики, женщины, дети, а ещё имущество и живность. Нелогично.
Если следовать порядку остановок, то вся эта компания двигалась с востока, а не с запада: Рус остановился примерно в пределах современной Беларуси, Чех прошёл дальше на запад, а Лех, приняв севернее, нашёл пристанище для будущего польского народа. Вроде бы логично.
Даже при том, что братья пришли с востока, всё равно не очень понятно, зачем так далеко было заходить на север. Или, всё же руги, чьей королевой названа (княгиня) Ольга, и русы русских летописей - разные народы?
Но даже в 12 веке на северо-востоке Европы изготавливают и носят украшения с орлом (или это сарматский сокол?)
Существовавшее братство оставило следы в геральдике: все легендарные братья используют орла на гербах. С чешским и польским орлами всё понятно, - они сохранились до наших дней, а вот кто сейчас готов говорить об археологических находках Полоцка, датируемых 6-7 веками?!?
Но раскопки белорусских городов принесут ещё очень много удивительных открытий. Исходя хотя бы из того, что в миниатюрах, иллюстрирующих битву при Легнице (времён Батыя), мы видим на штандарте татар герб Витебска, стоит ожидать очень интересных данных.
Но вернёмся к орлам.
Слева древний герб Чехии (огненный орёл),
справа - герб Пястов (biay orzel na tle czerwiennym).
А вот самый первый известный (и даже популярный в определённых кругах) Орёл с забавным для нашего уха именем АНЗУ.
Учитывая почтенный возраст изображения одного из первых богов Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата), сравнивать передачу стили не предлагаю.
Хотя изображения львов вперемежку с орлами можно рассмотреть на крайнем справа предмете из "Большого Кремлёвского клада".
Вы действительно думаете, что это совпадение?
Кстати, обратите внимание на первую письменность этого региона - это не клинопись, как нам настоятельно доводили в школе, а иконографика. Именно она считается древнейшим видом письменности и обнаружена как у древних египтян, так и у минойцев. Выходит, что шумерская культура, частью которой был великий Анзу, была частью единой (?) мировой культуры ещё до периода планетарных катаклизмов и эпохи переселения народов во 2 тыс. до н.э.
Но обратимся к сюжету польской легенды о Лехе, Чехе и Русе.
Особое внимание в этой легенде акцентируется на моменте нахождения орлёнка в руках героя, вероятно в этом есть особый смысл. Интересно, какой?
Сам момент встречи Леха и родителей этого белого орлёнка легенда отчего-то не сохранила, хотя наличие Орла (а не орлёнка!) на гербе указывает на то, что этот самый Орёл и стал покровителем Леха (и Чеха с Русом заодно?). Про Византию, Германию и Россию сейчас просто озадаченно помолчим. Дело становится очень интересным, согласитесь!
Сюжет с получением покровительства орла за спасение орлёнка встречается нечасто, но он не уникален.
Ниже часть сохранившегося текста легенды с участием Священной птицы, её детёныша и, разумеется, храброго героя. Начало истории мы пока пропустим, желающие прочесть её целиком смогут найти полный перевод через любой поисковик, а вот строчки встречи с орлёнком и результат этой встречи заслуживают внимания:
"Издревле благородное дерево Энки
Среди пёстрокаменных гор Инанны,
Как великан, стоит на вершине.
Великан волосатый, заросший шерстью.
Его тень могучая далёкие горы
Плащом покрыла, обвила покрывалом,
Его корни – гигантские змеи,
Семь рек Уту их питают.
А вокруг – безлесые горы.
Там змеи не вьются, скорпионы не ползают.
Там в листве «малая пташка»
Свила гнездо, отложила яйца,
Там в ветвях орёл Анзуд
Гнездо устроил, орлёнка вывел,
А из чистых веток можжевельника и самшита
Орёл над гнездом укрытие сделал.
Когда орёл на рассвете расправляет крылья,
Когда Анзуд кричит при восходе солнца,
Земля в горах дрожит от крика...
Это тот самый Анзу Шумерский, изображение которого Вы уже видели,
Ну а теперь немного о главном герое, куда же без него:
Лугальбанда смекалист, поступает мудро:
В сладкую пищу – божье яство, –
Раденье к раденью добавляя,
Мёд вливает, мёд добавляет.
В гнезде орлином перед орлёнком угощенье расставляет.
Птенец пожирает жир овечий,
А тот ему яство в клюв толкает.
Сидит орлёнок в гнезде орлином,
Он глаза ему сурьмою подкрасил,
Голову душистым можжевельником украсил,
Венец «Шугур» [ритуальный венок из ветвей и колосьев] возложил на голову…
Так вот почему орлёнок оказался в руках хитроумного героя!
Расчёт казался верным:
Раньше кричал орёл у гнезда,
Птенец откликался в ответ из гнезда.
Теперь кричит орёл у гнезда,
Не откликается птенец из гнезда.
Застонал орёл, несутся стоны к небу,
Завопила орлица, пронзают вопли бездну.
Орёл стенаньями своими,
Орлица рыданьями своими,
Загнали горных богов Ануннаков,
Как муравьёв, в земные расселины…
Но, увидев, что с орлёнком всё в порядке, Великий Орёл провозгласил:
«Я – вершитель судеб быстротекущих потоков!
Я – око истины, светлый советчик Энлиля!
Мой отец Энлиль меня поставил,
Привратником гор меня назвал он!
Я судьбы решаю – кто их изменит?
Я слова изрекаю – кто их изменит?
Тот, кто гнездо моё изукрасил,
Если ты бог – одарю тебя Словом,
Другом моим навеки станешь!
Если ты смертный – наделю Судьбою,
Да не встретишь в горах соперников,
Могучий герой, одаренный Анзудом!»
Разумеется, всё закончилось очень хорошо: главный герой с очень интересным для нас именем Лугальбанда получил щедрые дары от Орла Ан Зу (можно называть и так), в число которых вошла и корона государства. Города-государства Уруку в Шумере, которым правил Лугальбанда примерно в 26 веке до н.э.
То, что только Краков (а никак не вся Польша!) стал городом-королевством при Алексее Гедымине, мы знаем, да и городами-королевствами никого в истории не удивишь, но пока не очень понятно, какое отношение имеют гербы Польши, Чехии и т.д. к Древнему Шумеру.
Обстоятельства сложились так, что Лугальбанда расширил владения, а Урук, благодаря его преемнику, легендарному лугалю (военному вождю с практически неограниченной властью) Гильгамешу, стал столицей Нижней Месопотамии. И только Саргон в конце 24 века до н.э. разгромил Лугальзагеси, отказавшегося с ним породниться, и подчинил Шумер Аккаду. Но это очень давняя история, а пересказывать её полностью в мои намерения не входит.
Как мы уже заметили, существует 2 варианта изображения Орла на гербе: одноглавый и двуглавый. Одноглавый орёл в Европе был или есть символом у Польши, Чехии (это мы уже заметили), Сербии, Австрии и Пруссии (от которой его унаследовала Германия,) ну, разумеется, если не принимать во внимание герб Рима.
Двуглавого орла явят или когда-либо явили миру: Россия, Черногория (активно сотрудничавшая с ней некогда), Сербия (при Неманичах и Лазаревичах), Феодоро (Готская республика Крыма), Черниговское княжество, Перемышльское княжество, британская Мерсия, индийский Майсур, Албания, Испания, даже сельжуки во времена Конийского султаната и, разумеется, Византия при Ласкарисах и Палеологах, ну и средневековые монгало-татары, куда же без них. Достаточно широкая география.
В-принципе, логично предположить, что двуглавый орёл когда-то был одноглавым, но в силу неких, разумеется, сверхъестественных обстоятельств, он стал двуглавым. Шумеры эту легенду сохранили, хоть и известна она не полностью. В Междуречье Анзу, согласно легенды шумеров, и стал двуглавым около 3 тысячелетия до н.э. (во времена объединения шумерской и аккадской культур - нашествия Саргона, приведшего в Междуречье семитов)
Самым древним изображением принято считать хеттского двуглавого орла (изображение слева), хотя это и не совсем верно. Хеттская империя существовала около 1800—1180 до н.э.
А культурными предтечами хеттов были хатты, государство которых существовало в период 2500-2000/1700 г. до н.э.
Хатты также использовали изображение двуглавого орла, как и ольмеки в Америке примерно в третьем тысячелетии до н.э. А ещё до нашего времени дожили изображения хурритского бога (справа), и у всех - орёл у них с двумя головами.
А позднее малоизвестные (для нас) государства Бактрия и Маргиана в Средней Азии использовали двуглавого орла в качестве символа собственной непобедимости для соседей.
Тогда получается, что поклонники одноголового Анзу сохранили более древние традиции - культуру и религию? Или носители когда-то единой культуры разделились на почве религиозных воззрений (увы, других причин в те времена не было), разделив и территории.
В пользу этого предположения говорят и сохранившиеся изображения Митры, который выбрал себе орла в качестве любимца. (Митраизм стал религией исключительно в нашу эру.)
Интересно, согласитесь!?!
Если посмотреть на созданную в наше время карту, претендующую на название исторической, то можно заметить, что территориально Пруссия, Австрия, Польша и Чехия создают достаточно чёткую вертикаль, которая вполне соответствует более поздней локализации народа, называемого венедами.
Исторически венед/т/ы фигурируют как венеды и энеты, к ним же относят вандалов, винделиков и даже ванов из германской мифологии.
Первым энетов в Пафлагонии упомянул Гомер. Птоломей Клавдий назвал Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты – Венедскими горами.
Страбон считал, что после проигрыша в Троянской войне венеты Антенора бежали во Фракию, а оттуда - на на Адриатику, либо сначала в Южную Бретань, и уже оттуда - на Адриатику. Корнелий Тацит размышлял о том, к германцам или сарматам относить венедов, живущих в Восточной Сарматии.
Историки фиксируют два региона расселения венедов - северный и южный. И, если судить по пафлогонянским монетам (справа), орёл южных венедов был с одной головой. А вот с северными получается не так просто...
Но приведу для сравнения ещё одну, более старую карту, которая говорит о несколько другом расселении венедов.
Северные венеды на ней локализованы в верхнем течении Западной Двины (Полоцк - Витебск), контролируя территории от Прибалтики по Припять с правыми притоками, и от Вислы по среднее течение Днепра до слияния с Припятью. Интересно, где же была их столица? Полоцк (историческая столица Руси)?
Этот анклав северных венедов между Западной Двиной и Неманом, держал под контролем достаточно большую территорию между Германией и Сарматией (регион Германо-Сарматия).
В пределах бывшего Великого княжества литовского граничили "германцы" и "сарматы" - очень интересный момент.
Как мы помним, Лугальбандой звали главного героя шумерского эпоса, умом и сообразительностью получившего благосклонность великого Орла АНЗУ (в тот период ещё имевшего одну голову).
Лугалями называли первых правителей древних городов-государств Месопотамии (ХХVIII-ХХVII вв. до н.э.), отличающийся от энси большими военными полномочиями. Выходит, что лугаль - это просто военный вождь (князь).
Ещё в истории оставил свой след кельтский солярный бог Луг - молодой воин из легендарного племени богини Дану (великих волшебников Европы), народ которой пришёл в Европу и оставил ощутимый след в истории польского народа в названии ДАНциг или ГДАНьск, но об этом сейчас не будем.
И, разумеется, лугии, жившие между Вислой и Одером до Судет между 300 г. до н.э. и 100 г. до н.э. Часть историков отождествляет лугиев с вандалами. Посмотрим карту расселения лугиев.
Между Одером и Вислой, а ещё и на правобережье Вислы, т.е. на территории современной Польши. Мы с Вами прекрасно знаем, что бесследно ничто и никто не исчезает, значит какие-то следы от населения лугиев должно было остаться. Спасибо реконструкторам-антропологам даже восстановившим внешний вид лугиев по найденным останкам.
Перед вами 2 реконструкции женщин лугиев, проживавших на территории современной Польши и скульптурка человека Трипольской культуры.
Если лугии/вандалы проживали в Европе в период с 100 лет до н.э. до 300 г.н.э., то Трипольская культура датируется 5-4 тыс. до н.э.
Фактически это представители некой единой пракультуры Евразии. Ареал её распространения – от Атлантического до Тихого океана, и представители её – исключительно европеоиды, высокие, стройные, с прямыми волосами и высокими (иногда с горбинкой) переносицами.
Находка из Румынии (справа), датируемая 5 тыс. до н.э. к тому же.
Если в Европе типаж лугиев встречается не очень редко (одни Габсбурги чего стоят), да и в Беларуси его можно встретить в основном у выходцев из Витебской области, то что же с Азией, в частности Шумером, Урарту (с его Русами) и другими государствами региона?
Начнём с Шумера. Мы воспринимаем изображения крупных людей с выпуклыми глазами и вьющимися волосами – как типичных шумерцев, но так ли это? Да, но исключительно для периода клинописи. А мы помним, что изначально в Шумере пользовались иконографикой, как и во всех древних культурах. А изображений периода иконографики у нас не много.
Слева барельеф аморейских воинов – типичных представителей пракультуры. Ничего личного, но эти мужчины никак не семиты, как бы не хотелось некоторым историкам объявить их таковыми. Равно как и Габсбурги, шеклеш/сикулы, тохары и ещё многие другие народы, которых из-за специфической формы носа пытаются зачислить в семитскую группу. Есть у меня подборка горбоносых европеоидов древности, любопытные могут взглянуть.
А здесь те самые Габсбурги, правившие Европой.
И, как это ни странно, боги Шумера, научившие местных аборигенов письму и множеству технологий, позволивших Шумеру, а позднее Вавилону, стать вполне преуспевающим государством. Кто хочет, может верить в инопланетян, но бог для наших предков - это тот, кто знает больше, умеет делать лучше и вообще, просто выше стоит по уровню развития.
Вот они, вполне типичные европеоид пракультуры. Такие же лица мы видим на портретах венецианских и генуэзских дожей, головные уборы которых откровенно отсылают нас с скифам, а названия управляемых ими городов-республик – к венедам/лугиям.
Выходит, что браться Лех, Чех и Рус – выходцы из Азии, мигрировавшие в Европу по причине природного катаклизма, нашествия других народов или религиозных убеждений. А возможно и по нескольким причинам сразу.
Так в чём же отличия между этими братьями-народами?
Рус – первый брат, выбравший новое место жительства для своего народа. Выходит, что русы первые мигрировали в Европу? Кто это были лугии/венеды, названные легендарными данами, создавшими Ганзу? Те, кто оставил за собой двуглавого орла в качестве символа чего? Возможно подсказка в сдвоенных сосудах, которыми трипольцы украшали свою керамику, или двухцветных дисках бохайцев, или в православии, расширению которого активно способствовали на Руси средневековые татары, уходившие из Азии в Европу…
Чех – второй брат, определившийся с новой родиной, предпочёл огненного орла с одной головой. И трипольцы, и германцы имели к огню особое отношение – трипольцы кремировали мёртвых и примерно раз в сто лет сжигали до тла свои поседения, а германцы, если судить по изображениям Ларца Фрэнкса, использовали факелы в ритуалах поклонения своему Еру и его МатьЕри, да и погребальные костры у них тоже были популярны. Вспоминая орла Митры и то, что Пшемысловичи носили именно Германскую корону, непроизвольно склоняешься к мысли, что причины выделения чехов в отдельный европейский народ скрываются где-то здесь.
И, наконец, Лех – последний из братьев, получивший государственность. Герб Польши – одноглавый орёл, а государственность польскому народу подарил «сарматский дракон». О сарматах Европы обязательно будет отдельный материал, они этого заслуживают, но мы помним, что Польша - Полония (или всё же Силезия - Поломия, как на старых картах?), получила свою законную первую корону благодаря Алексею Гедымину. Именно он выдал свою дочь Альдону - Анну за Казимира Великого. А, чтобы женатый на королеве Казимир мог и сам стать королём, помог с присвоением титула королевства Кракову.
К сожалению изображений Алексея Гедымина я найти не смогла, но изображение его дочери нашлось.
Дети наследуют черты родителей, поэтому логично предположить, что Алексей Гедымин не обладал типичными для русов - венедов вытянутым овальным лицом и длинным носом с горбинкой. Альдона-Анна имела практически круглое лицо. Такой же тип лица был характерен для ещё одного "дракона" ВКЛ - Александра Витовта. Современники говорили о мягких, округлых чертах и невысоком росте. Впрочем, характер Александра Витовта, как и его дочери Софьи - супруги Василия I Московского, мягкостью не отличался. Учитывая, что русы - венеды, действительно, обладали очень высоким ростом, то средние "сарматские" 165 см смотрелись вполне "миниатюрно". Однако это никак не говорило о слабости характера, покорности или сговорчивости.
Так и появилось королевство Краков, а сама Полон/м/ия стала королевством уже только после унии с ВКЛ. "Короной польской" изначально назывался сборник законодательных актов, определяющих существование этого государства. Однако Александр Витовт, имевший проблемы в виде Владислава Ягайло, которого историки зачем-то пытаются выдать за его близкого родственника, сам того не желая содействовал материализации этой самой "короны польской".
Ягайло был сыном Тверской княжны (королевский Русский дом), и управлял Витебском, да и внешне, если верить его посмертной маске, был типичным русом-венедом.
Даже львы, которым так благоволили русы-венеды, рядом.
Да и сама корона необычна, но удивительно похожа на корону Всеслава Чародея (Полоцкого) из Радзивилловской летописи.
Получается, что Владислав Ягайло носил корону Русского дома?
Или это корона Анны Цельской (последней из Пястов), форма которой откровенно тяготеет к ранней шведской, и могла прийти к Пястам с Рикхезой Шведской? Но, в любом случае, женитьба на Анне могла дать ему только корону Кракова, который стал королевством в 1333 году. Больше никаких корон на территории Польши тогда не наблюдалось.
Действительно, получается очень интересная история, уходящая корнями в Русский дом.
Жаль, что современные поляки очень плохо знают свою настоящую историю, и ценят только свои общие корни с европейскими сарматами, напрочь забывая о том, что превращением Польши в королевство они обязаны всё же Русскому дому.
|