Работа с историческими материалами научила меня с большим уважением относиться к народным легендам и преданиям, ведь, в большинстве случаев, в их основу ложились реальные события, причём настолько значимые для народа, что информация о них передавалась потомкам. Учитывая, что написание летописей (а также их «корректировка») было простому люду недоступно, а почтение к предкам и знание собственной истории были вопросами чести и уважения к себе, информация передавалась устно. Поэтому старинные песни, предания, легенды и даже сказки остаются малоисследованным, но весьма многообещающим источником информации для историков.
Волею случая материалом, на основании которого написана эта статься, стала самая, пожалуй, популярная в Польше легенда о Смоке (Драконе) Вавельском.
Текст легенды и мои комментарии будут отличаться, чтобы у читателя была возможность пронаблюдать развитие событий и выработать собственную точку зрения по этому вопросу.
«Под Вавельским холмом, на котором стоял замок короля Крака, в пещере поселился ужасный дракон, который требовал еженедельную дань в виде коровы, а, если люди не удовлетворяли прихоти дракона, то похищал девушек. Короля Крака очень беспокоило то, что скота на подвластных ему территориях становится всё меньше, да и дочь у него подрастала, судьба которой его тоже заботила.»
Давайте начнём с того, что замок – это символ власти. Помните в средневековой истории – пока замок не взят, победы над врагом нет, современники пишут о «грабительском набеге». Итак, замок – символ власти и даже государственности. Конечно, не все замки смогли вырасти до столиц государств, но Кракову, о котором идёт речь в легенде, посчастливилось стать столицей Краковии и даже, благодаря браку Ягайло с Ядвигой, даже столицей королевства, из которого и выросла Польша.
Но, вернёмся к дракону-смоку, который выбрал местом жительства пещеру не в близлежащих лесах, полях или берегах Вислы, а именно под королевским замком.
Если замок – символ государственности, то символ чего дракон? Или чей он символ?
Хорошо известный и достаточно распространённый.
Если в русском фольклоре дракон – это злобный Змей Горыныч о нескольких головах, в белорусском – Цмок - вполне лояльное существо, которое, однако, строго блюдёт справедливость, то в более древней культуре, о которой, увы, очень мало говорят, дракон – символ солнца и справедливости.
Вот он, красавец! С колоны Трояна.
А вот и "поклонники дракона" с той же колонны.
Перед вами сарматы. Люди, обладающие "взглядом дракона" и очень запутанной историей (с современной точки зрения).
Принято считать, что в Европе сарматы существовали только на юге, однако карта Птолемея утверждает, что территории расселения сарматов заходили далеко на север, выше современных истоков Днепра (по Птолемею истоком Борисфена - Днепра является современная Припять, по Идриси – Березина).
Таким образом логично предположить, что символ сарматов, «живущий» под символом государственности, обозначает её основу. Получаем, что в сарматском городе к власти пришёл некий князь Крак, плативший дань (а как ещё иначе можно объяснить коров, поставляемых дракону!?!) сарматам, согласно давней традиции. В те давние времена королём можно было стать только принадлежа к определённым семьям, к которым Крак не принадлежал, но князем (военным вождём) можно было быть избранным по результатам деятельности. Однако князь Крак был деятелен, к тому же амбициозен, он не захотел платить дань «сарматскому дракону» и отдавать дочь замуж за сарматского аристократа, и, вообще, похоже, не хотел быть ничьим вассалом.
«Крак объявил награду тому, кто победит злобного смока. Многие, прельстившись посулами Крака, пытались уничтожить дракона, но никто из смельчаков живым не вернулся. И рыцари польские только опускали глаза и прятались друг за друга, когда король Крак смотрел на них.
Совсем отчаялся король Крак. И тут объявился в королевском замке портняжка (или сапожник), который обещал королю Краку избавить его народ от напасти. Потешались над ним рыцари и придворные. Поверил портняжке только король Крак.»
Очевидно, что ещё в 7 веке (которым датируют легенду), сарматы представляли реальную силу, против которой выступить могли только очень отчаянные одиночки, и даже сам князь Крак боялся собрать армию и открыто выступить против них.
Интересен персонаж «спасителя» Крака – портняжка. Легко прояснить ситуацию, если вспомнить, героем чьих народных сказок является портняжка. Братья Гримм предоставили нам эту возможность. Итак, Краку предложили помощь западные соседи – германцы, с которыми граничило сарматское государство. И Крак эту помощь принял.
«Портняжка выпотрошил барана, набил его шкуру серой и подбросил к логову спящего дракона. Дракон, проснувшись, вышел из пещеры, и, не почувствовав подвоха, проглотил барана. Сера, которой была набита шкура, вызвала у дракона страшное жжение. Он побежал к Висле и начал пить воду. И пил до тех пор, пока не лопнул.»
Баран – священное животное сарматов, и не случайно в стены Мирского замка (под Новогрудком) замурована "голова барана" в качестве залога стабильности мира.
С помощью какого средневекового химического оружия была уничтожена власть сарматов из легенды понять невозможно, но, так ли это важно. Можно лишь предположить, что сражение произошло на берегах Вислы. Главное – князь Крак получил свободу от сарматов, к которой так стремился.
«Народ очень радовался гибели дракона. Крак наградил портняжку. (по другой версии – отдал ему дочь в жёны)»
«Ванда — легендарная дочь князя Крака, основателя Кракова. После смерти отца она стала княжной поляков, но совершила самоубийство, чтобы избежать нежелательного брака.
Она отказалась выйти замуж за немецкого принца, который из-за этого вторгся в Польшу. Ванда совершила самоубийство, утопилась в Висле, чтобы принц не захватил её страну. Другая версия говорит о том, что немецкий принц победил поляков и хотел жениться на Ванде, чтобы закрепить свои завоевания. Есть также вариант, что Ванда утопилась в жертву языческим богам.»
Скорее всего, княжна Ванда, действительно, была обещана германскому принцу (легендарному портняжке) в жёны за освобождение от сарматов. Однако, Крак решил править самостоятельно, и даже после «напоминания» германцев о княжне, не выполнил обещание, возможно решив, что проще избавиться от дочери.
Однако, если мы вспомним историю, в частности то, что Краковия всё же стала королевством, хоть и в конце 14 века (после заключения брака Ягайло и вавельской княжны Ядвиги, с разрешения короля Александра, более известного как Витовт, была проведена коронация Ягайло и его супруги), выходит, что свою власть над Краковией сарматы удержали.
Если обратиться к официальной истории, то на 7 век приходится и расцвет Аварского каганата, и очень может быть, что «сарматами» на греческом называли тех же, кого и «аварами» на латыни. А позже из Азии тем же «аварским» путём прошли «татары», и тоже несли знамёна с драконами… Но это уже тема для совсем другого расследования.