Праздник Покрова Пресвятой Богородицы берет свое начало из Византии и является напоминанием о событии, произошедшем в 9 веке.
"В начале лета 860 года под самыми стенами столицы Византии появились 360 кораблей русов. Русы разорили окрестности, но город не трогали. Константинополь замер, холодея от ужаса...
Во Влахернском храме Константинополя, где хранились головной убор (собственно покров), риза и часть пояса Богоматери шла всенощная, святой Андрей, поднявший глаза вверх, увидел Пресвятую Богородицу: Она сняла с головы своей покрывало и распростерла его над молящимися в храме.
В ту минуту покров стал невидимым, а враги отступили, так и не напав на столицу Византии. Икона Влахернской Божьей Матери стала одной из самых почитаемых святынь христианства." - такова официальная версия православия.
Почему русы, грабившие окрестности, не напали на Константинополь?
Кто привёл русов?
И для чего они, вообще, приходили?
Попробуем разобраться с этими вопросами, без обсуждения вопросов теологии и сохраняя уважение к христианству и его святыням.
Как предполагается византийский император Михаил III (последний представитель Аморейской династии) вёл достаточно успешные войны с арабами в Малой Азии. В начале июня 860 года основная армия ромеев под началом Михаила III покинула Константинополь, готовясь ко вторжению на территорию халифата Аббасидов, оставив для охраны города лишь небольшой гарнизон под командованием эпарха Ориха.
Получается, что пришедшие в середине июня русы не встретили бы серьёзного сопротивления от горожан. Но почему на город они не напали?
Может быть это просто не входило в их планы?
Разбираясь в перипетиях истории мне уже доводилось сталкиваться с тем, что "захватчики" стояли под городскими воротами, ожидая ответа на вопрос "князь дома?". И, узнав, что князя в городе нет, разворачивались и уходили не интересуясь ни имуществом, ни судьбами мирных жителей, примерно так, как татары "оттоле на Воронъжи", узнавшие, что удельного Владимирского князя на месте нет.
Но вернёмся в Византию к русам.
Один корабль русов, по мнению исследователей, мог вместить до 40 человек, кораблей было 360, получается, что больше тысячи человек оказались незванными гостями, т.к. хозяин, Михаил III, в это время был за 500 км от дома. А людям нужна была не только пресная вода. Возможно воины пытались раздобыть пищу в окрестностях Константинополя не самым корректным образом, поэтому до нас и дошли воспоминания современников событий о русах, как о диком и кровожадном народе. Учтём, что людям ещё нужно было запастись едой на обратную дорогу.
Теперь о причинах, которые могли послужить причиной визита русов в Константинополь, и тому или тем, кто их туда привёл.
Если разбираться в истории того периода, то первое, что бросается в глаза - это имя "Евдокия Ингерина", официально величаемая Википедией "дочерью скандинавского наёмника" и "любовницей" императора Михаила III аж с его 15-летия. Дальше больше - оказывается мать императора, Феодора, в это же время устроила традиционный смотр невест и даже, считается, женила Михаила на Евдокии Декаполитиссе. Странное совпадение.
Если "Ингерина" явно более удобное для нашего уха "Игоревна", то "Декаполитисса" вовсе не отчество и даже не фамилия, - это "жительница Десятиградья".
А Википедия сообщает, что: "Декаполис (греч.: deka, десять; polis, город; в славянском и русском переводе Библии - Десятиградие) — группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины, с юго-западного плато Голанских высот до современного Амман. Города не образовывали союз и не были политическим объединением, но являлись группой на базе языка, культуры, расположения и политического статуса." Города выделены на карте чёрным цветом, но в после захвата в 641 году Палестины Омейядами, участие девушек Десятиградья в смотре невест, конечно, было возможно, но не для императора Византии точно.
Даты жизни обеих Евдокий практически совпадают.
Евдокия Декаполитесса (838/42 - после 867)
Евдокия Ингрина (840 - 882)
Учитывая все эти совпадения логично предположить, что речь идёт об одной и той же женщине с именем Евдокия, отчеством Игоревна, родившейся в неком городском конгломерате, который находиться на юге от Византии просто не мог. И, разумеется, она дочь совсем не простого "скандинавского наёмника", раз уж под стенами Царьграда возвращения императора поджидало 360 кораблей гостей. Михаил III, действительно, отправился в Константинополь только с личной охраной, по словам современников, войска остались ожидать его возвращения.
На севере европейцам была хорошо известна Гардарика - традиционно переводимая, как "страна городов", вопреки тому, что в названии отчётливо слышно "стража короля". Но о королях мы сейчас не будем, а вот Евдокия Игоревна, похоже, была родом из той самой Гардарики. О наличии других городских конгломератов в тот период времени на север от Византии современники не упоминают.
Википедия относит к Гардарике города, расположенные на Верхней Волге и столицейHolmgarðr называет Великий Новгород.
Однако археологи не подтверждают эту гипотезу, указывая на то, что самые ранние находки в Великом Новгороде можно датировать лишь 11 веком, да и рельеф местности скандинавы, привыкшие к скалам, никак не смогли бы назвать "холмистым".
К сожалению лежащий на холмах Киев-на-Днепре археологи также датируют 11 веком, поэтому и этот город не может претендовать на то, что именно его упоминают в летописях раньше 11 века.
Таким образом выходит, что Гардарика в 9 веке находилась где-то на пути к Балтийскому морю (из варяг в греки). Известно, что русы поднимались по Днепру, но необходимости идти в Волхв в 9 веке у них объективно не было, проще было выйти в Балтийское море через Неман, Западный Буг или Западную Двину. Если судить по карте маршрутов, древняне, дреговичи и радимичи настолько активно общались с Византией, что остаться "дикими" у них просто не было шансов, - уж слишком плотной сеткой лежат маршруты.
Но поиском летописных Киева и Новгорода мы заниматься не будем, а вернёмся к Евдокии Игоревне.
На момент прибытия гостей она уже около 4 лет проживала в императорском дворце в статусе жены или невесты. Судя по тому, что детей у неё не было (они родились позднее), а также отсутствию информации о крещении Евдокии (русы считались язычниками), полагаю, что она оставалась в статусе невесты. Набожная мать Михаила Феодора вряд ли бы позволила сыну сожительствовать с язычницей, выбранной ею же самой в качестве будущей жены. А женой ромейского императора в 9 века язычница стать уже просто не могла.
И получается, что либо Евдокия Игоревна уже была христианкой, и состояла в официальном браке с Михаилом III, либо она была выбрана в жёны императору, но брак откладывался по причине иной веры невесты, которую она почему-то не спешила сменить.
Отчество Евдокии указывает на явную принадлежность этой женщины к Русскому дому, имя - на его Полоцкую ветвь (Полоцк всегда входил в Гардарику, и, действительно, долгое время сохранял статус столицы Руси, и только владеющий этим городом князь, носил статус Великого князя Руси, остальные были удельными, но это было позднее событий, которые мы рассматриваем).
Возможно также, что Евдокия Игоревна не прибывала специально на смотр невест из далёкой Гардарики, а, либо родилась в Константинополе, либо прибыла туда в детстве, ведь практика обмена "высокопоставленными заложниками" всегда была популярна, а гуннская Русь к 9 веку представляла собой серьёзного игрока на экономической и политической аренах Европы.
Так кто же и зачем прибыл к стенам Константинополя?
Скорее всего это были друзья-родственники, спешившие на свадьбу (?) с подарками. Это лишь мои предположения. Да и чем русы планировали одарить императора, я тоже точно сказать не возьмусь, ведь политические браки - дело очень тонкое.
Женился ли Михаил III на Евдокии по христианскому обряду после крещения, сложно сказать, с моей точки зрения больше похоже на то, что стал её крёстным отцом. Через несколько лет он сам венчал Василия Македонянина, своего будущего убийцу, и Евдокию Ингерину, свою бывшую "нехристианскую" жену.
.
Русы возвращались в свой Holmgarðr тоже не с пустыми рукам.
Известно, что в начале 60-х годах 9 века состоялось первое крещение Руси: Аскольд и Дир заключили с Византией договор "о любви и мире". Принятием крещения от патриарха Фотия была закреплена "мирная" часть договора, а ради скрепления договора узами любви Михаил III вывел из монастыря одну из своих сестёр, отдав её в жёны новоиспечённому христианину, сменившему своё языческое имя Аскольд. Традиция повторять родовые имена позволяет предположить, что сестру императора звали Анной.
Заметим, что Владимир Святославович через сотню лет заключит договор с Византией только о мире, но это уже к Евдокии Игоревне - императрице византийской не относится.