Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031




Пятница, 15.12.2017, 00:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Заключение


Учитывая, что целью написания работы было не детальное изложение всех, известных мне фактов и аргументов в пользу высказываемых предположений, а лишь изложение части цепочки взаимосвязанных событий, позволяющих получить общее представление о ситуации XIII века, точнее периода, который официально называется «установление монголо-татарского ига», приводить к каким-то выводам особой необходимости не было.

Однако, удовлетворяя просьбы первых читателей этого материала, соберу события воедино, чтобы иметь возможность рассмотреть в динамике картину событий, а также выявить причины, её обусловившие.

А рассматривать мы будем историю борьбы за власть, результатом которой стали неоднократные расколы в рамках христианской религии, противостояние  Византии и Рима, а также многочисленные войны: от крестовых походов до «монголо-татарского» нашествия.

Итак, после принятия учения Христа главой Римской империи (Константином Великим в 313 году) начинается формирование христианства как социального института. Рассматривать идеологические основы учения Христа мы сейчас не будем, ограничившись принятием того, что "раннее христианство" имело более «ведическую» сущность, нежели официальное многобожие Рима.

Именно превращением  учения Христа в религию обусловлены первые Соборы Церкви, осуждающие различные ереси: ересь Ария, аскетизм Евстахия, ересь Нестория, и т.д. – фактически мы наблюдаем, как новый социальный институт активно формирует свою структуру: идеологическую и законодательную базу, а также внутреннюю иерархию. Очевидно, что единства среди адептов христианства не было, даже темы Соборов несли «воссоединенческую» направленность: в 341г. – о единообразии церковного учения, 343 – о восстановлении согласия между западной и восточной частями…

Западная и восточная части Римской империи не ладили не только в теологических постулатах (окончательный раскол христианства произошёл только в 1054 году). И, тем не менее, теология стала формальной причиной многих войн, как внутренних, так и внешних. Если о внешних войнах (хотя бы под названием «крестовые походы»)  хоть что-то известно, то с «внутренними» дело обстоит сложнее. Средневековье известно как период «борьбы с ведьмами», но мы очень мало знаем о том, кто же были эти еретики, которых сжигали на кострах инквизиции. Как уже упоминалось, христианство проходило путь становления, совершенствуясь в качестве института власти, и стремилось обособиться от идеологии, его породившей (это закономерность, свойственная каждому учению, превращённому  в официальную религию).

Более активно упомянутый процесс происходил в западных частях Империи, давших миру христианство римско-католического образца. Адепты христианства восточной части Империи относились к различным течениям в православии более лояльно. Этому способствовало то, что именно эти "ереси" имели приверженцев среди первых лиц государства, а также то, что византийские государи предпочитали не допускать патриархов к светской власти,  держа на контроле духовно-идеологические вопросы в своём государстве. Фактически, император совместно с патриархом решали, какое течение христианства «правильное», а какое – нет. Да и  мнение императора в вопросах назначения патриарха на должность, или освобождения от неё,  было  решающим.  Результатом такого положения дел стало то, что греко-византийское христианство никогда не боролось с «внутренними врагами», в отличие от римско-католического, которым были созданы специальные структуры для уничтожения еретиков – «крестовые походы» и инквизиция.

Христианские «ереси» были очень широко распространены в Европе, нам более известны названия: катары и богомилы (это презрительные прозвища, данные еретикам, с которыми римско-католическая церковь  вела активную борьбу. XIII век начался с крестового похода против альбигойцев, известного жесточайшими расправами с мирным населением и массовыми кострами, на которых сжигали еретиков (в Минерве 140 сожженных в 1210 году, Лаворе - 400 сожженых в 1211 году). Костры продолжали пылать ещё долго, даже после взятия Монсегюра – последнего оплота «еретиков» (1244г.), где были сожжены более 200 человек (монахов и монашек, а также присоединившихся к ним светских людей)…

После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году, Византия как государство фактически прекращает своё существование. На её территориях образуется Латинская империя, Эпирский деспотат, Трапезундская и Никейская империи. Наследницей Византии сейчас принято считать Никейскую империю (в которой и пребывал греческий патриарх), однако в тот период это утверждение было спорным.

Первым, кто попытался восстановить границы Византии, был Феодор I Ласкарис (первый никейский император, правивший в 1206-1221гг.). Будучи талантливым полководцем и дипломатом (с моей точки зрения, предположения о «чингисханстве» Феодора I отнюдь не безосновательны) он смог достичь  значительных результатов, однако Константинополь, по-прежнему,  оставался в руках крестоносцев.

В 1221 году к власти в Никее приходит зять Феодора Иоанн III Дука Ватац - Батац в верной транскрипции (правил 1221-1254гг). Так же, как и его тесть, Батац стремится вернуть Византийской империи прежние границы и величие. Кроме того, что Батац был талантливым стратегом, и православным "христианином", вполне возможно, как  и сам Феодор I Ласкарис.

Сначала Иоанн Батац успешно расширяет и укрепляет позиции Никейской империи в Азии, потом находит себе союзника в лице Асеня болгарского, с которым в успешных походах против крестоносцев в 1235-1236 году даже подходит к стенам Константинополя. Однако весной 1237 году Асень расторгает союз с Батацем (вероятно, в расчёте на более выгодный союз с Латинской империей). Папа Римский, угрожая объявлением крестового похода, требует от никейского императора присоединения к римской церкви. Батац отказывается.

В поисках новых союзников Батац обращает свой взгляд на Русь, которая, приняв в 988 (хотя, вероятнее, в 860) году крещение, фактически вступила в союз с Византией. Однако русские князья отказывают никейскому императору в помощи (возможно из-за того, что считают правопреемницей Византии Латинскую империю), Батац не готов принять отказ от обязанностей союзников, и уничтожает князей, которые не признают его верховной власти, оставив жизнь и владения тем, кто оказался готов оказать ему помощь. Более того, он вполне щедр и великодушен по отношению к ним: Александр Невский, кроме Новгорода, получает Владимир и Киев, а единоверец императора Миндовг, кроме учреждения собственного государства (Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское), территории которого полностью независимы от Орды, получает титул великого князя Руси (остальные князья Руси носят титулы великих князей владимирских, московских, суздальских и т.п.). Очевидно,  что Миндовг и Александр Ярославич заслужили такое отношение никейского императора своими ратными подвигами: литвины и новгородцы успешно сдерживают экспансию крестоносцев на восток.

В период 1242-1246 год Батацем создаётся ещё одно государство – Орда. Целью создания Орды было управление государствами, находящимися в «ордынском союзе»: русские княжества и часть европейских. Союз имел единую налоговую систему (весьма гибкую и дифференцированную), регулярную армию, официальную религию (православие) и систему власти с избираемым главой государства. ВКЛ в «ордынский союз» не входило (хотя поддерживало союзнические отношения с Ордой), и Византия должна была остаться самостоятельной (также оставаясь союзником Орды). Скажем так, воплощённые идеи-государства пережили своего творца на много лет.

Вернёмся к событиям в Европе. Войска никейского императора, частью состоящие из наёмников, проходят по Европе, нанося католическим государям одно поражение за другим, уничтожая монастыри и храмы (как крестоносцы в захваченном Константинополе), при этом, щадя население, которое не оказывает противодействия войскам. Отсутствие серьёзного отпора со стороны латинян имело причиной и то, что император Священной римской империи Фридрих II Гогенштауфен, один из самых искусных переговорщиков Европы того времени, был дружен с Батацем. Фридрих умело лавировал между требованиями пап, паникой европейской аристократии и собственными интересами, за что был обвинён в «нашествии татар» ещё современниками.

В 1241 году умирает Асень болгарский. Его сын Коломан  I заключает с Батацем мир. И в 1242 году Батац распускает наёмную часть армии недалеко от Фессалоник.

За период с 1241 по 1246 года Батац захватыватил огромные территории в Европе, однако Константинополь так и остался для него недостижимым. Лишь в 1261 году никейский император Михаил VIII Палеолог возродил Византийскую империю, вернув ей Константинополь.

Такова история 13 века с точки зрения логики. Читатели, кому приведённая в работе ссылочная «масса» покажется недостаточным аргументом, могут лично ознакомиться с источниками, из которых взята информация, и сделать собственные выводы.

 Часть VII Галльская составляющая: 


Copyright MyCorp © 2017